Волшебство японского театра

Япония уникальная страна, сочетающая в себе передовые технологии и самобытность. Развиваясь семимильными шагами, в области робототехники, мобильных технологий, автомобилестроения и так далее, страна восходящего солнца ревностно и тщательно хранит свои культурные традиции. В частности  - театр. Все течет, все меняется, однако, если бы современный японец с помощью машины времени отправился на сотни и сотни лет назад и решил бы посетить театральное представление, то нашел бы все знакомым и понятным. Равно как и средневековый житель Японии, попавший в наше время, шокированный изменениями, произошедшими в мире, смог бы взять передышку от них в японском театре.

Что же в нем такого особенного?

Прежде всего, в японском театре нет актрис, только актеры. Любви покорны все возрасты и сословия, и доблестные японские воины не стали исключением. Решение об изгнании женщин с подмостков театры было принято японским правительством в 1629 году, чтобы остановить дуэльные поединки, влюбленных актрис самураев. Женские роли были переданы мальчикам-подросткам – Вакасю. Однако, не все беды от женщин, Вакасю тоже обзавелись своими поклонниками, и горячие японские парни снова начали выяснять, кто круче. Поэтому с 1652 года на сцене японского театра все роли исполняют только мужчины. Стоит упомянуть о том, что закон запрещающий женщинам играть в театры был упразднен в 19 веке, однако традиция уже сложилась и сохранилась до настоящего времени.

Кабуки

Существует много видов японского театры, самым известным из которых, наверное, является театр Кабуки, во всяком случае, почти все слышали о нем. Кабуки – это сочетание песни, танца, драматического сюжета и музыки. Перед нанесением грима актеры тщательно покрывают лицо рисовой пудрой, пока оно не станет похоже на белую маску. После этого на лицо наносится грим. Те, кто играют мужских персонажей, рисуют цветные полосы, которые обозначают какие-либо черты характера их героев. Для исполнения женских ролей наносится только макияж, напоминающий макияж гейш, только более яркий. Большую роль играю позы и символы. Сцена имеет особое строение: часть ее расположена прямо в зрительном зале, по этому дорожке актеры выходят на сцену и уходят с нее, называется она ханамити (цветочная тропа). Еще одной отличительной особенностью театра Кабуки является смена декораций, которая зачастую происходит прямо во время действия. Рабочие сцены выходят в черных одеждах, которая обозначает, что они невидимы для зрителя. Помимо смены декораций, они выполняют иногда роль суфлеров.

Бунраку

Еще один вид японского театра – Бунраку, театр кукол. Синтез песенного сказа  и элеметов кукольного представления стал набирать популярность в конце 17 века. Само же название театр получил в честь режиссера-постановщика первых спектаклей Уэмура Бунракукэн. Куклы в японском кукольном театре большие: в половину или в две трети. Одной куклой управляют три человека, одетые в черные одежды, которых зритель, увлеченный представлением, через какое-то время перестает замечать. Мастера управляют движениями куклы настолько плавно, что кажется, что это двигается человек. Самой сложной частью куклы является голова. В ней порой скрыто столько всего. Красавица может внезапно оказаться лисой-оборотнем, у неприметного крестьянина вдруг вырастают рога и клыки, и он оборачивается демоном, или прекрасное мужественное лицо воина в ходе битвы обезображивается кровавыми ранами. Во время спектакля сложно поверить, что это все творение рук человека.

Японцы очень трепетно относятся к театру и любят его. Некоторые устраивают себе так называемые «дни наслаждений», когда можно посмотреть до 10 пьес за день. Кроме билетов на представления зрители покупают и билеты на еду, которую приносят прямо во время спектакля, чтобы ничто не отвлекало их от захватывающего действа.


Еще интересное: