Город остановившегося времени

Мой первый приезд в Венецию, наверное, был закономерен, но душевного трепета у меня не вызывал. Неизвестно по каким причинам, но рекламно-туристическая истерия относительно этого города прошла мимо меня. Все рассказы про венецианские привидения, мистические происшествия и растиражированная слава «города влюбленных» не коснулись меня. То есть я, разумеется, я знала, что это необычный город, но когда я шла по перрону вокзала Санта Лючия, мой разум был трезв, а сердце холодно, во мне не было ни капли предвосхищения чего-то особенного. Никаких ожиданий. Я оказалась в Венеции в феврале в разгар Карнавала совершенно одна. Первое самое сильное ощущение от Венеции после полумрака вокзала - слепящее ярко - белое пятно солнца. Выйдя на ступени, мне пришлось зажмуриться от солнечных бликов, игравших на изумрудной глади воды.

 

И еще венецианский запах… Неподражаемый аромат, витающий в воздухе, которому я никак не могла дать определение, но влюбилась в него мгновенно. Спустя несколько недель я прочитаю «Набережную неисцелимых» Иосифа Бродского » и найду самое точное определение этого явления - «запах мерзлых водорослей» - вот чем пахнет зимняя Венеция. Сидя на носу вапоретто я вертела в руках карту, на которой моя знакомая (ранее побывавшая в Венеции) отметила месторасположение моего отеля- 5 минут от площади Сан-Марко. Выйдя на Сан-Закария я моментально попала в людской водоворот. Толпа, создавая чудовищные пробки, неторопливо перекатывалась по Riva degli Schiavoni под непрекращающиеся рассказы гидов. Группа за группой прибывали туристы и подобно морскому десанту высаживались с круизных лайнеров и вапоретто, атаковали сувенирные лавочки и набрасывались своими прожорливыми объективами фото- и видео камер на спокойно разгуливающих в карнавальных костюмах венецианцев. Их нельзя было за это винить, люди, иногда целые семьи в шикарных костюмах 17- 18 веков, на фоне лагуны были реальны и нереальны одновременно. Арлекины, Коломбины, гвардейцы, жонглеры, вампиры и ангелы, серебро и золото кружев, мерцание драгоценных камней и маски, маски, маски…

 

Улицы, площади, каналы и мосты бурлили, превращаясь в огромную сцену, на которой разворачивалось грандиозное действо самого захватывающего в мире спектакля - венецианского карнавала. Я поняла, что надо проявить всю свою ловкость и постараться как можно скорее добраться до отеля. Надо отметить, что я очень плохо переношу большие скопления людей и некомфортно себя чувствую, когда нарушают мое личное пространство, в какой-то момент психологический дискомфорт от толпы перерастает в то, что я просто начинаю задыхаться. На удивление, я очень быстро нашла свой отель, просто свернув в проулок, я оказалось на абсолютно пустынном кампо, где на меня смотрел палаццо, переделанный под гостиницу. Двери были наглухо закрыты и никакого присутствия жизни не наблюдалось. Я тронула латунный звонок, через пару секунд замок щелкнул и я зашла в своеобразный «вестибюль»: было видно, что ремонт здесь начали делать много лет назад, но так и не закончили. Тут же начиналась крутая лестница, которая привела меня к закрытой двери с цветными стеклами. Я постучала, и мне открыл недовольный венецианский портье. Более надменного человека я в жизни своей не видела. Всем своим видом и тоном голоса он показывал, что я ему нестерпимо мешаю и отрываю его от дел государственной важности. Мне выдали ключи от комнаты и от входной двери отеля (еще чего не хватало - дверь вам каждый раз открывать!) и проводили в комнату. Последняя оказалась довольно сносной и окна выходили на кампо, а не на какой- нибудь внутренний двор или стену. 

 

Приведя себя в порядок, я отправилась знакомиться с чертовкой- Венецией, предварительно выработав план - держаться подальше от центральных калле.

 

Несмотря на то, что даже сами итальянцы считают поездку в Венецию без любимого человека чем-то немыслимым, я очень быстро поняла, что на самом деле, это всего лишь условность и туристический штамп, ибо в Венецию нужно приезжать одному, чтобы сполна насладиться его сюрреалистический красотой и проникнуться духом авантюризма, который пронизывает здесь все, оставшись как наследие самого известного венецианца всех времен - Джакомо Казановы. Сегодня его имя мелькает в Интернете не реже, чем имя любой голливудской знаменитости, о его любовных похождениях пишут книги и снимают фильмы. Так что же его так прославило? Несомненно, - любовь к жизни! В Венеции просто нельзя иначе, здесь, как ни в одном другом городе тебе под кожу проникает будоражащий дух авантюры, а по телу разливается трепетное предвкушение любовных приключений. Здесь невозможно почувствовать одиночество или быть одиноким – даже в самых отдаленных уголках с тобой всегда остается мистический Город и его необыкновенная способность к игре, приключениям, интригам и удовольствиям. Казанове удавалось быть единодушным с Венецией лучше всех…

 

Я бродила по узеньким темным улочкам, скрученным словно спираль, вдыхала пьянящий аромат лагуны и представляла то время, когда Венеция была второй столицей Европы и царицей Адриатики. В пышных декорациях города, созданных природой и человеческим гением шел нескончаемый спектакль под названием венецианская жизнь. Город почти не спал, каждую ночь были открыты двести кафе, семь театров, бесчисленное множество казино, в которых только глубоко за полночь зажигались свечи. Здесь все было можно и все дозволено. В этом городе знали толк в моде и костюмах. По улицам проходили люди в масках и шелковых плащах, а женщины красили волосы в золотой цвет, увековеченный Тицианом. Когда венецианский сенат решил обложить налогом всех куртизанок, их оказалось согласно переписи более одиннадцати тысяч. Если подумать, что кроме них в Венеции жили еще и патрицианки, актрисы, танцовщицы, можно себе представить, сколько жемчуга и золота, кружев и мехов, драгоценных камней и тканей было на балах и площадях Венеции. 

 


Особенно роскошной была Венеция в дни карнавала. Говорят, что сегодня десятидневные проводы зимы, лишь тусклый отблеск былого великолепия, рассчитанный на туристов. На самом деле, число туристов в карнавальные дни здесь огромно и сначала ты просто теряешься в разношерстной многоязыковой толпе, которая сосредоточена главным образом в сердце Венеции, на площади Сан -Марко. Музыкальные программы и шоу, балы и концерты проходят по всей Венеции, не оставляя ни единого шанса скуке. Необыкновенно тяжело за всем этим увидеть душу города, поэтому я ухожу прочь от туристических мест, от ярко освещенных витрин, все глубже погружаюсь в черную путаницу узких переулков и каналов, в тишину, в странные всплески и гулкие отзвуки шагов. Я знаю, впереди – прошлое. Этот резкий переход в другую реальность – действительно острое ощущение, которое можно обрести, только блуждая в одиночестве, путаясь в нескончаемой череде мутных каналов, которые причудливо петляют и внезапно заканчиваются тупиками. Здесь каждый мост как подарок, на который можно надеяться, но нельзя рассчитывать. Чтобы ощутить ошеломляющий прыжок во времени, нужно только вот так сразу нырнуть в темный и пахнущий сыростью город. И даже как-то странно думать о том, что здесь, как и любом другом городе есть школы, больницы, офисы, что горожане живут своей повседневной спокойной жизнью.

 

Когда я поняла, что потерялась во времени и больше не знаю, где нахожусь, я достала карту, повертев ее в руках и осознав, что это для меня бесполезный элемент, я решила попросить помощи у местного жителя, но это оказалось не так-то просто. Я стояла на мосту и понимала, что нахожусь в каком-то тупике, который заканчивался другим белым ажурным мостом, утыкавшимся в стену какой-то гостиницы. Было очень тихо вокруг – ни единой души. И как-то сразу я поняла- вот оно- мое любимое место в Венеции. Я прошла вперед и присела на ступени ажурного моста, наслаждаясь божественной тишиной. Чуть позже в мой «медвежий угол» забрело двое туристов с огромными рюкзаками за спиной, они уткнулись носами в карту, словно сдавали экзамен по дисциплине «Ориентация на местности» и что-то бурно обсуждали по – английски. «Эти мне не помогут», - отметила я про себя. Оглядевшись по сторонам, англичане развернулись, прошли обратно по мосту, и скрылись в проулке , из которого только что вынырнули.


И снова наступила оглушающая тишина. Вдруг на «дальнем» мосту показался мужчина. Он уверенным шагом направлялся в мою сторону, подойдя к двери палаццо, напротив которого сидела я, он достал ключи. У меня мелькнула мысль: «Вот он - местный житель. Он-то мне и поможет.» Я поднялась и робко произнесла «Scusi…» (извините). Он обернулся и окинул меня оценивающим, но доброжелательным взглядом. «Si?» (да?) Я объяснила, что заблудилась и что хочу пойти к Риальто. Он улыбнулся: «А карта у Вас есть?» Я кивнула, неуклюже роясь в сумке, вытащила помятую карту и протянула ему. Он достал ручку и начал объяснять мне маршрут , при этом чертя его на карте.

 

Проведя пару часов в районе Риальто и тщетно пытаясь избежать толпы, я пошла в отель. На Венецию мягкими тенями опускалась ночь. Повсюду зажглись фонари и город приобрел совсем ирреальный вид- здания отбрасывали причудливые тени на ставшую черной воду в каналах, люди почти исчезли с еще недавно переполненных улиц, мосты светились теплым медовыми светом. Поднялся небольшой ветер и стало заметно холоднее.

 

Говорят, что Венеция сегодня – это призрак былой жизни, а как известно, призраки не разгуливают днем в толпе. С ними надо общаться ночью. Итак, ночная прогулка по лабиринту каналов, наполненных тишиной и редкими всплесками воды. В окнах лавочек мерцает муранский бисер, блестит разноцветное стекло, среди темных окон белеет кружево и знаменитый венецианский бархат. Ты ощущаешь, что кто-то за тобой наблюдет, вздрагиваешь и понимаешь, что это черные глазницы носатых масок провожают тебя пристальным взглядом. Вот за углом черной тенью опасно взметнулся мужской плащ. Когда утром я вышла к Большому Каналу на пустынную площадь к Дворцу Дожей и увидела, как солнце прорезало первым лучом венецианскую лагуну, там, где две стихии сходятся вместе и уже не различить, где вода, а где небо, я глубоко вздохнула и почувствовала, что Венеция все еще пахнет духами, воском и пудрой.

 

Автор статьи преподаватель итальянского по skype: Олеся


Еще интересное:

Все статьи об итальянском и Италии
Все статьи об изучении языков