Учить язык: советы начинающим. Часть 3. Мифы об изучении иностранных языков

Миф о 25-м кадре

Производители данной методики, например, некая коммерческая компания «Intell» утверждают, что современная психология обучения различает у человека два диапазона восприятия: сенсорного (осознанного) восприятия и диапазон субсенсорного (неосознанного) восприятия, в котором информация усваивается, минуя сознание.

Исходя из этого, согласно данной методике, в результате просмотра на экране 25-ти пар слов в минуту возможно достижение удивительного когнитивного результата. Они продолжают: «на первый взгляд кажется, что информация, предъявленная с такой высокой скоростью не воспринимается. Однако многочисленные эксперименты показали, что…возникает эффект сверхзапоминания, позволяющий человеку за короткое время запомнить большие объемы информации». Основываясь на такой рекламной пропаганде, производители курса изучения иностранных языков «Intell», заверяют, что, используя их чудо-диск, пользователь может за каждые 60 часов учебного времени запомнить минимум 2000 иностранных слов.

Для справки, средний словарь носителя языка, представителя рабочего класса – 3-4 тыс. слов. Значит 120 часов – и «язык в кармане»?

Готовы рискнуть? – Прежде чем начать, примите во внимание всего несколько фактов.

Как известно самыми большими скептиками в отношении этого метода всегда были и остаются психологи. Эффект 25-го кадра был опровергнут еще в 1958 году Американской психологической ассоциацией. Тогда еще не было доказано, действует метод или нет на самом деле, но предусмотрительно был запрещен на всей территории США.

Однако исследования последних лет доказывают, что воздействие 25-го кадра действительно имеет место. Ученые, исследующие этот феномен, разумеется работают не с дисками обучающими иностранным языкам, но с материалом более прозаическим – рекламой. Так например экспериментатор из немецкого города Хильдесхайм Кристина Бермайтингер провела «сахарный опыт» (Der Spiegel, 2011, 05). В рамках этого опыта во время просмотра музыкальных клипов или игр на компьютере участникам-добровольцам 25-м кадром был показан логотип одной из фирм производителей сахара. Эксперимент доказал, что участники чаще хватаются именно за тот товар, чей логотип был только что «вложен» в их подсознание, впрочем, уточняют исследователи, только в случае если участники действительно хотели пить и предпочитали сладкие напитки.

Этот и другие схожие эксперименты пока не привели к изменению законодательства в отношении 25-го кадра. Но мы очень сомневаемся, что в случае если действенность метода будет подтверждена научной общественностью, данная методика все же будет взята на вооружение образовательными компаниями. Ведь даже если она позволит запоминать большое количество слов – может ли словарное знание считаться знанием языка? Слово не должно быть изолированно от контекста – запоминая иностранные слова в предложениях, мы всегда «бессознательно» получаем информацию о том, в каком контексте можно употреблять это выражение – это альфа и омега естественного изучения языка.

Невозможно выучить язык во взрослом возрасте

Есть еще такое ходовое заблуждение, будто невозможно выучить иностранный язык во взрослом возрасте.

Однако, как утверждает директор Института психолингвистики им. Макса Планка, расположенного в голландском городе Неймехен, как раз раннее изучение иностранного языка даже в начальной школе соответствует почти нулевому результату (DerSpiegel, 2009, 9). В начальной школе ребята cудовольствием много поют, танцуют, рассказывают стихи, но когда они начинают в старшей школе учить язык всерьез, то начинают точно так же и добиваются тех же успехов, что и школьники, которые знакомятся с иностранным языком впервые.

Интересно, что уровнем знания иностранного языка даже в старшей школе, не довольны не только отечественные педагоги и ученики, но и европейские. Впрочем, для последних ситуация кардинально меняется именно послы школы, когда, чаще всего перед поступлением в ВУЗ, они берут «год на путешествия», и за это время восстанавливают весь полученный в учебные годы бэкграунд, начиная свободно изъясняться.

К сожалению, немногие выпускники наших школ имеют схожие возможности, но целеустремленные могут получить стипендию различных западных фондов на обучение в «летних языковых школах», которые проводятся в Германии, США, Франции…

Но оказавшись, наконец, в другой стране помните об одном очень элементарном в теории и довольно сложно выполнимом на практике правиле – как можно больше говорить на иностранном.

Вы же не сдаете экзамен на знание языка, смиритесь с тем, что вы говорите хуже, чем все вокруг. Наступая на горло собственной гордости, говорите, всегда, везде, в любой ситуации. Эффект возможен только тогда когда вы произнесете тысячи неправильных формулировок (вас поправят, но все равно поймут), а не несколько заученных из путеводителя правильных фраз.

И, конечно, не бойтесь здорового смеха ваших собеседников, они не имеют против вас ничего личного, им просто смешно, когда вы замечаете: «Я достал вещи из холодильника…».

Вероятно, самый большой минус, который остается в нашей коллективной памяти в результате крайне непедагогичного подхода к обучению иностранных языков, имеющего место в школе, – это то, что мы просто боимся ошибиться, говоря на иностранном языке, а страх, как известно, блокирует все когнитивные способности.

Имейте в виду, что любой европеец будет вас уважать уже за то, что вы решили учить его язык, а не приехали разговаривать на «универсальном» английском.

Обходитесь минимумом, используйте жесты. Вас с детства учили, что жестикулировать «неприлично»? – Тогда итальянцы вас просто не поймут!

Учить язык: советы начинающим. Часть 1. Учебные методики.
Учить язык: советы начинающим. Часть 2. Способы изучения

Автор статьи:преподаватель немецкого Юлия