Ломаем языковой барьер. Несколько упражнений

Разговор с другом или игрушкой.

«Вместе весело шагать по просторам»... И не только шагать. Есть множество дел, которые лучше всего делать в компании или хотя бы на пару. Вместе проще худеть, заниматься спортом, потому что если кому-то вдруг станет лень, то напарник всегда подбодрит, поддержит и наоборот. Изучение языков тоже относится к виду деятельности, которым лучше заниматься на пару. Вдвоем можно отрабатывать разговорные навыки, беседуя о повседневных делах на языке. Для стимула можно договориться о системе штрафов за употребление слов родной речи. В университете мы с группой договаривались на каких переменах мы не будем употреблять русский язык, проштрафифшийся бежал за пирожками для всей группы. Те, кто не уверен в своих силах и стесняются говорить на иностанном языке или у кого нет партнера, могут разговаривать с игрушкой или фотографией. Очень полезно во время этого упражнения иметь под рукой блокнотик с ручкой и записывать слова, которые вам понадобились в процессе разговора, но значение которых вам было неизвестно, чтобы после уточнить их значение с помощью словаря.

«Слава Богу, ты пришел!»

Идея этого упражнения пришла в голову во время просмотра телевизионного шоу «Слава Богу, ты пришел!», в котором известные актеры, музыканты и другие люди шоу-бизнеса попадают в различные ситуации, где им приходится импровизировать: отвечать на каверзные вопросы, реагировать на нестандартные действия. Например, заходит человек в комнату, а ему вдруг говорят: «Слава Богу, Вы пришли! Ну, как Вы объясните свое недельное отсутствие на работе?» И спрашиваемому нужно быстро придумать, как оправдаться. Дальнейшие вопросы могут быть самыми неожиданными: Почему Вы поливаете цветы кока-колой? Зачем Вы закрыли клиента в туалете? Откуда у Вас в гараже атомный реактор? Все зависит от фантазии и накопленного запаса слов. Механизм данного упражнения весьма прост. Изучая язык достаточно длительный промежуток времени, человек накапливает определенный лексико-грамматический запас. Беда в том, что наш пассивный словарь намного больше, чем активный, поэтому мы можем прекрасно понимать иностранную речь, но самим воспроизвести ее в том же объеме нам мешает психологический барьер. В ситуации, когда нужно быстро придумать, ЧТО сказать, момент КАК сказать отходит на второй план, и иностранный язык из цели превращается в инструмент. Данное упражнение подходит для группы из трех и более человек.

Грамматика и устная речь

У многих своих студентов я замечаю, что в письменных упражнениях у них нет проблем с правильным употреблением времен, предлогов, артиклей, но стоит им заговорить, как вся грамматика моментально улетучивается, остаются лишь простейшие времена, о правильных предлогах и употреблении артиклей приходится лишь мечтать. Для решения этой проблемы можно использовать следующее упражнение. Включите запись голоса и импровизируйте на любую понравившуюся тему в течение некоторого промежутка времени. Начать можно с 2х минут, постепенно увеличивая время. После записи прослушайте свою речь и попробуйте вычленить ошибки на слух. После этого запишите свою речь дословно на бумагу и исправьте ошибки и недочеты. При регулярном выполнении данного упражнения со временем количество ошибок в устной речи будет уменьшаться.

Надеюсь, эти упражнения будут вам полезны. Изучайте иностранные языки с интересом и удовольствием. Занимайтесь регулярно, просите у вашего преподавателя дополнительные задания, а если времени на дорогу до языковых курсов нет, то ваш выбор - уроки по скайп.